Сжигание осадка. После биологической очистки сточных вод образуется загрязненный излишек активного ила. Его обезвоживают в центрифугах (или центрипрессах), и образуется зловонная сырая масса (на профессиональном жаргоне – «кек»), с которой что-то потом надо делать.
Раньше ее свозили на специальные полигоны – на Волхонском шоссе на юге и в районе Новоселок на севере города. Но места для складирования оставалось все меньше, от свалок шла вонь на километры. В конце 2007 года в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ввел в строй два завода по сжиганию осадка сточных вод (на Северной станции аэрации и на Юго-западных очистных сооружениях). Ранее, в 1997 году, у нас на Центральной станции аэрации был введен первый в России и крупнейший в Европе завод по сжиганию осадка. До ввода в строй заводов по сжиганию обезвоженный иловый осадок вывозился на полигоны, расположенные в пригородах Санкт-Петербурга.
На сегодня Санкт-Петербург является единственным городом России, добившимся комплексного решения сложнейшей экологической проблемы утилизации осадка сточных вод, которая в настоящее время остро стоит практически во всех индустриально развитых странах. Кроме того, в Санкт-Петербурге уже разработаны и способы хозяйственного применения образующейся в процессе сжигания осадка золы.
Петергофские фонтаны не пересохнут, а вода в них станет чище. На это специалисты отмерили себе три года. К коллегам из Петербурга присоединяются единомышленники из Ленинградской области. В течение 2009 года областной комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды планирует провести комплексное обследование водосборов фонтанов Петергофа на своей территории.
Цена вопроса на 2009 год в данном случае – 1,6 миллиона рублей. Хватит ли этих денег хотя бы на обследование, большой вопрос. В комитете говорят, что уже длительное время изучали исторические и современные исследования водосборов петергофских фонтанов. Однако выяснить, по каким причинам вода из Ленинградской области поступает в знаменитые фонтаны музея-заповедника грязной и почему система может в один далеко не прекрасный день пересохнуть, не удалось.
Тем не менее, у специалистов все же есть подозрения. Грешат в первую очередь на некогда расположенные в Ломоносовском районе Ленобласти сельскохозяйственные угодья, птицефабрики и свинофермы. Возможно, именно это стало причиной попадания в грунтовые воды, а следом и в фонтанную систему загрязняющих веществ. Но это еще не все – по данным чиновников, на территории настолько важного для Петергофа (да и для всех ценителей красоты) места находится 27 (!) несанкционированных свалок.
Что делать с ними, в области пока не знают. В марте планируется начать исследования водозаборов, а в мае будет проведена аэрофотосъемка, которая, возможно, наконец-то расставит все точки над i.
Параллельно преждевременную смерть памятника будут предотвращать и петербургские специалисты. В городе существует трехлетняя программа (с 2009 по 2011 годы), которая призвана вдохнуть в петергофские фонтаны новую жизнь. Уже в этом году будет потрачено 54,5 миллиона рублей на приведение в более или менее надлежащий вид гидротехнических сооружений и очистку Церковного пруда. Этот пункт чиновничьего плана достаточно дорог – чистка пруда обойдется в 20 миллионов рублей. Однако если подобные мероприятия будут проводиться систематически, это также поможет избежать гибели фонтанов.
Дело в том, что петербургские специалисты уверены: главная проблема фонтанов Петергофа - в нехватке воды. Так, недавно вычищенный Английский пруд до этого последний раз приводился в порядок еще во время царствования Николая II в 1914 году. Сейчас же профессионалам экологических служб пришлось попотеть - глубина донных отложений была от 1,8 до 2,1 метра. А это влечет за собой не только нехватку воды, но и так называемое вторичное загрязнение.
Но самое главное, похоже, что у чиновников хватило мудрости не пускать в водоотводную систему петергофских каналов канализационные стоки. Напомним, в марте 2007 года в распоряжении «Фонтанки» оказался документ, в котором Невско-Ладожское бассейновое водное управление согласовывало точку сброса проектируемых ООО «Русская Голландия» локальных очистных сооружений хозяйственно-бытового и поверхностного стока в реку Шингарку и Троицкий ручей. То есть в тот самый памятник гидротехники XVIII века, построенный Петром I и питающий все петергофские фонтаны. Объем стоков - 3500 м3/сутки. Сейчас чиновники уверяют - место сброса сточных вод изменено, их направят в Таменгонтское болото.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»
Комментариев нет:
Отправить комментарий